Антигололедный реагент применяется для борьбы со льдом на дорогах, перронах и аэродромах. Реагент должен иметь высокую плавильность ко льду, быть эффективными при низких температурах до -20, а также противодействовать коррозии металлов на уровне дождевой воды.
Для борьбы с обледенением используются следующие вещества: песок, соль, зола. Рассыпая их по поверхности льда, можно сделать поверхность менее скользкой. Однако агрессивные по отношению к металлам солевые смеси оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Кроме того, известны противогололёдные реагенты более мягкого действия. Они постепенно тают лёд, образуя раствор реагента, который впоследствии замерзает при более низкой температуре, чем вода: т.е. они не только удаляют лед, но и частично предотвращают его появление в будущем.
История развития противогололёдных реагентов
В Европе использование хлоридов для борьбы со льдом началось в Швеции с 1947 года, в Великобритании — с 1960 года. В России противообледенительные соли впервые начали применять в 1966 году: в песок добавляли хлориды натрия и кальция в количестве 2% от веса.
До середины 1960-х годов на территории бывшего СССР использование чистых солей на дорогах почти не практиковалось. Зимой использовались только фрикционные материалы в смеси с солью или без неё. Лёд частично таял, а остальной ледяной покров терял скольжение, в результате чего дороги оставались в относительном рабочем состоянии.
Такие смеси были довольно простыми и довольно дешёвыми, поэтому их использовали везде, от маленьких городков до миллионников.
Однако такая смесь, честно говоря, не являлась антигололедным реагентом в современном понимании этого слова и имела массу недостатков:
- песок сильно забил ливневые стоки, а на их очистку тратили много времени и денег,
- засоренная канализация снижала эффективность реагентов: при дневном таянии льда, вода собиралась на дорогах, но не уходила в ливнёвку.
Ночью дороги покрывались новым слоем льда поверх песка, и все нужно было делать заново.
Количество песка стали уменьшать. В то же время увеличивая долю технической соли (NaCl — техн.). Спустя несколько десятков лет появились первые «плоды»: в результате повсеместного использования соли почва серьёзно изменила свой состав, что сказалось на здоровье и развитии растений.
Если учесть, что в Европе или США соль строго дозируется — не более 30 грамм на квадратный метр проезжей части, то в России норму превышали и превышают в несколько раз, рассыпая соль точно так же смешивая с песком.
Дошло до того, что сошёл снег со льдом, а дорога осталась белой — от соли. Это чрезмерное использование соли привело к тому, что соль начала разъедать не только лёд, но также колёса и кузова автомобилей, обувь пешеходов и даже рельсы трамваев.
Постепенно соль из средства борьбы со льдом сама по себе стала проблемой. Помимо вреда транспортным средствам, из-за слишком большого количества соли в почве начали отмирать зеленые насаждения.
Было решено использовать более совершенные средства, не столь разрушительные для окружающей среды. При этом нейтралитет стал основным критерием при выборе реагентов для борьбы со льдом, то есть они должны были взаимодействовать только со льдом, не вступая в реакцию — ни с:
- металлами,
- пластиком,
- резиной,
- другими материалами.
В мировой и российской практике остаются актуальными задачи, направленные на защиту окружающей среды и здоровья человека, и ведутся научные исследования, направленные на разработку и совершенствование технологий использования антигололедных реагентов.
Широкомасштабное применение технических солей в 70-90-е годы ХХ века стало одной из острых экологических и гигиенических проблем Москвы и других крупных городов России. Их использование повлекло за собой не только коррозию металлоконструкций, транспорта, инженерных сетей, разрушение фундаментов, но и частичное разрушение газонов, зелёных насаждений.